Клиентские истории. Валентина. 2 сессия


Клиентские истории. Валентина. 2 сессия. 2009 г.

Валентина пришла снова очень зажатой. Поза напряжённая, в глазах и жестах – усталость. Через довольно короткое время стала говорить чуть быстрее, интенсивнее, раскрепостилась. Я поинтересовалась, как она жила эту неделю, что происходило с ней. Она сказала, что ушла с нашего первого занятия с надеждой, но надежда быстро погасла, как только на работе случилась какая-то неприятность. Что за неприятность – поинтересовалась я. Валентина не рассказала конкретно, сказала, что всё было как обычно – кто-то позвонил, что-то сказал, и она снова испытала страх сделать что-то не то, ошибиться.

Я с разных сторон пыталась нащупать то, на чём можно остановиться, исследовать, посмотреть пристальней. Но Валентина охотно говорила только о проблемах – в её словах чувствовалась уверенность в том, что она хорошо понимает себя, но в то же время возникало странное ощущение, как будто она говорит не о себе, а о ком-то, кем она не управляет, как будто всё это не подвластно ей.Несколько раз звучала фраза «Выхода нет». Я обратила её внимание на то, что она пришла ко мне во второй раз, т.е. она ищет выход. И она согласилась, сказала, что да, надежда, хоть и небольшая, но есть.

К середине сессии наша беседа стала похожа на интервью – мой вопрос – её ответ. Я почувствовала недовольство, мне показалось, что я излишне управляю беседой, направляю её в какое-то русло. Вместе с тем, я не ощущала никакого ресурса от клиентки, не понимала, чего она хочет и куда будет двигаться. Мы немного поговорили о её домашнем задании. Она сказала, что думала о том, что, возможно, моя роль будет заключаться в том, что я попробую найти причины её "застенчивости" в её детстве, и хотя сама она там никаких причин не видит, но на моём месте работала бы именно с детством. Я спросила – и как бы это помогло ей исправить настоящее? Она ответила, что вероятно, понимание корней проблемы даст само по себе какие-то изменения. Я была разочарована выводами клиентки. Я думала, надеялась, что она захочет поддержки от меня, что почувствует, что с ней рядом живой человек, способный поделиться опытом, поддержать, пожалеть. Однако вторая сессия, клиент только начинает исследовать свою проблему – наверное, я многого хочу.

Если посмотреть на мои чувства как на часть процесса - с позиции "терапевт испытывает те чувства, которые клиент хочет, чтобы он испытывал", можно предположить, что клиентка каким-то образом так выстраивает отношения и в жизни, что находящиеся с ней рядом люди чувствует разочарование в контакте с ней, и бессилие, как это почувствовала я. И именно такое построение отношений позволяет ей не быть в контакте с людьми. Пока это мои размышления, есть ощущение, что будет ещё много пластов у этой её "застенчивости".

К этой же теме был кусочек работы про потребность Валентины в общении, дружбе. Где-то в начале сессии она сказала – «если бы у меня была подруга, и я бы могла с ней поговорить и расслабиться…». В середине сессии я спросила – как изменилось её состояние с момента, как только она вошла в комнату. Валентина ответила, что сейчас она более расслабленная. И я напомнила ей о том, что в беседе с подругой она хотела бы расслабиться, и в беседе со мной она говорит, что более расслаблена – это об одном и том же состоянии? Она ответила, что да. Я не стала глубже развивать эту тему, ещё мало контакта, мало доверия для того, чтобы она могла на меня опереться. Я почувствовала, что ей недостаточно пока.

Во второй половине сессии я предложила Валентине пообщаться с «пустым стулом». На одном стуле – она «застенчивая, боящаяся, кролик…». На другом – «уверенная в себе, самодостаточная, успешная». Я исходила из предположения о том, что если есть она "боящаяся и зажатая", то где-то есть и "ругающая, пугающая и открытая" - та часть личности, с которой Валентине трудно идентифицироваться, но которая безусловно доминирует в отношениях с "боящейся". Я не ожидала от этого упражнения больших результатов и инсайтов, я просто хотела, чтобы Валентина поближе познакомилась с собой в обоих этих проявлениях. Ей было трудно, и в какой-то момент я даже пожалела о том, что предложила это упражнение. Однако фрагментами Валентине удавалось что-то почувствовать – жалость из уверенной позиции к себе застенчивой. Зависть и восхищение собой уверенной.

Однако после упражнения энергия клиентки резко упала. Она стала объяснять это объективными причинами, «много работы, стрессов» и т.п., но, безусловно, я связала это с упражнением. В конце сессии я дала домашнее задание – каждый день писать свои чувства, особенно те, которые испытывать «нельзя». Я решила, что Валентине нужно сейчас начать с простого осознания своих переживаний – в какие-то моменты жизни осознавать, что она чувствует. И как она запрещает себе чувствовать, что делает с собой.

Закончили мы сессию на низком уровне энергии. Я была слега разочарована и осталась в раздумьях – всё ли я сделала сегодня для клиентки, можно ли было сделать что-то ещё. И размышляла о том, как я «заразилась» её бессилием.